Стенды балансировки Hunter – новые технологии устранения вибраций!
В этой статье речь пойдет об оборудовании Hunter, призванном решить проблему вибрации автомобиля при его движении. «Зачем так сложно?» - спросите Вы,- «Неужели нельзя просто сказать: балансировка колес…». И будете правы, но лишь отчасти…
Все дело в том, что вибрация автомобиля при движении – это следствие, симптом (говоря языком медиков). У этого следствия причин может быть несколько. Если не касаться других вращающихся частей (ШРУСов, приводных валов, карданов и т.д.), а также других компонентов, которые являются источниками вибрации не только во время движения (двигатель, выхлопная система…), остановившись на рассмотрении ТОЛЬКО колеса, то основных причин вибрации можно выделить две:
- Дисбаланс - неуравновешенные массы создают центробежные силы и пары сил (моменты), заставляющие колесо во время движения подпрыгивать и вилять. Действительно, это наиболее частая причина вибрации, устранив которую водитель получает результат, который заметно лучше исходного состояния. Устранение этого симптома можно сравнить с таблеткой, которая снимает на время симптомы гриппа: головную боль, насморк, температуру… А вирус-то еще внутри!..
- Силовая неоднородность – неоднородность «мягкости» (или жесткости – как Вам будет угодно) шины по окружности. Эта технологическая особенность изготовления, которую имеют ВСЕ без исключения (в большей или меньшей степени, но все!) шины приводит к тому, что шина под весом автомобиля (не забывайте, что тестируется колесо на балансировочном стенде, вися в воздухе, а едет колесо под нагрузкой!) ведет себя иначе, чем без нагрузки, «прожимаясь» сильнее в более мягкой области шины, и меньше – в жесткой области шины. А в результате – «прыгает» центр вращения колеса, создавая ощущение дисбаланса. НО это явление с дисбалансом никак не связано, а, следовательно, не может быть устранено на балансировочном стенде! Нужен стенд виброконтроля, который совместит в себе и балансировочный стенд тоже, решив проблему, а не временно устранив симптом.
Поговорим теперь о «силовой неоднородности». Мы теперь знаем, что всех вибраций одной только балансировкой не устранишь, как это ни прискорбно… Поэтому, если Ваш автомобиль после балансировки по прежнему трясет – не спешите обратно к балансировщику, чтобы дать ему «в репу». Он правда не виноват: у него нет современного оборудования, позволяющего выполнить виброкомпенсацию (ForceMatching). Метод виброкомпенсации позволяет определять участки шины, имеющие критические отклонения в жесткости, и оптимизировать воздействие этих факторов, изменяя расположение шины относительно диска. Этот метод ранее использовался для сборки колес, поступающих на конвейеры автозаводов. Инженерам фирмы Hunter удалось разработать механизм его применения и в автосервисе. Система Road Force Measurement (RFM), которой оснащены только элитные стенды виброконтроля GSP9720, с помощью специального прижимного ролика измеряет силовую неоднородность колеса в условиях, приближенных к реальным. После контроля геометрии диска она сообщает оператору, как установить шину относительно диска, давая прогноз величины неоднородности после процедуры взаимного перемещения. Не путайте с процедурой «оптимизации», которую предлагают другие производители, осуществляя взаимное перемещение диска и шино только затем, чтобы диаметрально разнести самую тяжелую точку диска и самую тяжелую точку шины, сэкономив, таким образом, на массе корректирующего груза. Целесообразность такой процедуры весьма сомнительна в силу ряда причин. Вот только основные из них:
- Процедура очень длительная по времени и непрогнозируемая по итогам. После того, как Вы проделаете всю процедуру, включая съем-установку колеса, два вращения диска относительно шины и два цикла балансировки.., Вы можете вдруг обнаружить, что сэкономили 10 грамм, убив на это время, равное балансировке трех колес и упустив выгоду гораздо большую, чем стоимость этих 10 грамм. И даже в этом случае не обольщайтесь: попытка повторить «ход конем» может показать, что все было сделано зря, что еще обиднее…
- Повернув диск относительно шины, ориентируясь лишь только на неуравновешенные массы, мы, тем самым, можем поставить диск относительно шины таким образом, что самое удаленное от оси вращения место диска (выпуклость) совпадет с самым жестким местом шины. В результате – подпрыгивание при движении под нагрузкой, которое балансировочный станок (даже самый современный!) не выявит, а это возврат (как бы угрожающе это не звучало).
Итак, возвращаясь к оборудованию Hunter, благодаря тому, что система запоминает параметры всех четырех колес, можно рассчитать идеальный комплект установки для каждого автомобиля. Система RFM продолжает совершенствоваться, и в результате многочисленных испытаний была создана уникальная технология StraightTrak, которая впервые позволяет бороться с боковым уводом автомобиля, происходящим из-за различных износа и жесткости бортов шины. Прижимной ролик измеряет величину и направление боковой силы для каждого колеса. После тестирования комплекта колес система предлагает схему их расположения на автомобиле, обеспечивающую минимальный боковой дрейф. Таким образом, станок серии GSP9720 с опцией StraightTrak выявит проблему бокового увода автомобиля (если она, проблема, есть), которая не может быть выявлена ни одним стендом для контроля углов установки колес. Помимо этих ноу-хау, в серии GSP9720 реализовано еще много инновационных функций, включая возможность балансировать колеса со «слепыми» (не имеющими центрального отверстия) дисками, а также мотоциклетные колеса.
Станки Hunter серии GSP9220 и GSP9720 рекомендованы к применению крупнейшими производителями шин, а также всеми крупнейшими европейскими (Volkswagen, Audi, BMW, Mercedes, Porcshe) автопроизводителями.